Военные фильмы
Долг, честь, отвага в фильмах о войне.

Метод тренировки воинов Cпарты

Автор: matroskin83

Ещё со школьной скамьи, с уроков истории, многим запомнились рассказы о непревзойдённых воинах Спарты, об их стойкости в бою и пренебрежении к тяготам походной жизни. Как пример исполнения воинского долга, можно вспомнить битву при Фермопилах (480 год до н.э.), когда 300 спартанцев под предводительством царя Леонида три дня сдерживали у горного прохода почти стотысячное войско царя персов Ксеркса. Воины Спарты полегли практически все, но, по словам современника тех событий Геродота из Афин, персы потеряли около 20 тысяч человек.

Может, последняя цифра является и преувеличением историка, но факт остается фактом: подвиг спартанцев укрепил боевой дух воинов во всей Древней Элладе, подвигнул их оказывать достойное сопротивление захватчикам.

Чем же объясняется такая стойкость и боевая выучка воинов Спарты? Ведь не зря современники утверждали, что каждый из них мог с успехом противостоять в открытом поединке 2-3 опытным бойцам. Оказывается, существовал свой метод тренировки воинов Спарты.

Физическая подготовка будущего воина начиналась, как это ни покажется странным, ещё задолго до его появления на свет. Поскольку мальчики и девочки в Спарте с определенного времени воспитывались вместе, то будущие матери постоянно выполняли гимнастические упражнения, умели быстро бегать, метать копьё и диск, сражаться на мечах и даже бороться. Словом, они перед беременностью получали то, что сейчас медицина обозначает термином «репродуктивное здоровье».

По этой причине дети рождались в большинстве своём здоровыми. Но всё равно отец был обязан предъявить новорожденного в лесху – место заседаний старших членов филы (родовой или территориальный клан). Если у младенца обнаруживали какой-либо физический изъян, его бросали в «апотеты» — так называли пропасть возле горы Тайгет. Но, когда малыш оказывался крепким, то его отец получал земельный надел (совсем, как наш «материнский капитал» при рождении ребёнка).

На 7 году жизни мальчика вместе с его ровесниками зачисляли в «агелу». Все члены отряда принимали пищу вместе, причём её выдавалось настолько ограниченное количество, что дети жили постоянно впроголодь. Голод, считали спартанцы, обеспечит сухое телосложение и гибкость всех членов.

Скудная пища понуждала ребят к воровству, на что воспитатели смотрели сквозь пальцы, а то и поощряли. Подростки, например, учились нападать на сторожей садов и огородов, обезоруживать и связывать их. Старшие юноши могли даже подкараулить и убить илота (крестьянина, наподобие крепостного).

Но зато тех, кто попадался на горячем, нещадно пороли плетьми и наказывали голодом. Как указывает древнегреческий историк и философ Плутарх, это делалось с целью заставить воспитанников своими силами бороться с лишениями, становиться людьми смелыми и хитрыми.

Поощрялись и драки между членами агелы – но только тогда, когда происходили они «не во гневе», а при ясном сознании. Дерущиеся обязаны были прекратить схватку по первому же приказанию наставника. Примечательно, что старшим агелы назначался не тот из мальчиков, кто был наиболее сильным или отличался в драках, а самый понятливый и сообразительный (например, тот же организатор набегов на огороды и сады). Это говорит о том, что в Спарте отнюдь не отдавали предпочтение грубой силе – во внимание всегда принимался стратегический и тактический талант лидера.

Воинская выучка не ограничивалась обучением мастерству индивидуального боя с применением меча, копья или лука. Как один из действенных методов тренировки воинов Спарты, являлось обучение их ведению боя в составе фаланги. Она представляла собой плотно сомкнутый строй, в котором воины укрывали тела за щитами. Брешь в фаланге следовало немедленно закрывать. Преимущества такого построения спартанцы убедительно доказали у Фермопил, пользовались им и в других государствах Древней Греции.

Спали мальчики также вместе в своеобразной казарме. Причём подстилкой им служили стебли жесткого тростника, который они должны были голыми руками, без применения каких-либо инструментов, наломать у реки Еврот. Перед вступлением в отряд их стригли наголо, к тому же они круглый год обходились безо всякой одежды. Только гораздо позже им разрешали носить гиматий – прямоугольный кусок ткани. Лишь иногда они могли искупаться в речке. Не позволялось пользоваться и факелами – чтобы привыкали ориентироваться в темноте.

Чтению, письму и арифметике отводилось совсем мало времени. Преподавался лишь необходимый минимум, чтобы в будущем гражданин государства мог вести свои дела. Главным же считалось беспрекословное послушание, дисциплина, воинская выучка, способность выживать в самых жестких условиях. Также мальчиков заставляли подолгу молчать – с тем, чтобы они высказывали свои мысли кратко и содержательно.

Но зато, что удивляет, много внимания уделялось музыке и песням. Правда, нужно учитывать, что здесь спартанцы ни на йоту не отходили от древних канонов. Приемлемыми были лишь те песни, которые прославляли древних героев и их подвиги, причем исполнялись они только в традиционной манере, способной разжечь боевой дух воспитанников (несколько напоминает бравурные военные марши времён Второй мировой войны).

Ближе к концу обучения, годам к 18-19, молодой человек был обязан пройти криптию — своеобразный обряд инициации (посвящения во взрослые). Год юноша проводил в горах, скрываясь ото всех, добывая пропитание и спасаясь от холода лишь своим умением. Таким методом тренировки воинов Спарты осуществлялся естественный отбор самых выносливых и стойких. Только успешно завершив криптию, спартанец становился полноправным гражданином государства и уже мог участвовать в «фитилиях» — совместных трапезах мужчин. Не прошедшие всех ступеней воспитания просто не получали гражданских прав.

Но и в дальнейшем молодой воин не прекращал совершенствоваться. Поскольку, согласно уложениям знаменитого законодателя Спарты Ликурга, которых граждане города-государства неукоснительно придерживались на протяжении почти пяти веков, им возбранялось заниматься ремеслами или торговлей, то всё свое время они отдавали физическим упражнениям и тренировкам. Также нередко мужчины собирались в гимнасиях и лесхах, где вели беседы преимущественно о нравственности, добродетелях и пороках (но никогда о торговых или денежных делах).

Все мужчины от 20 лет и практически до преклонного возраста считались военнообязанными. Многие из них предпочитали проводить время в казармах, нежели в своих домах. В случае войны Спарта быстро могла собрать военные силы, в которые пехотинцами набирали и легковооруженных илотов. В бой спартанцы шли в одеждах красного цвета – чтобы враги не могли увидеть, что воин получил ранения.

Со времён Спарты возникло и крылатое выражение «Со щитом или на щите!», которым женщины напутствовали идущих на битву воинов. «Со щитом» — означало возвращение с победой, «на щите» — гибель в бою, поскольку павшего приносили домой на щите. Возвратиться без щита мог только трус – значит, он бросил наиболее тяжелую часть своего вооружения и убежал с поля боя.

Воинский кодекс в Спарте чтился превыше всего – как позднее это было у самураев Японии, рыцарей воинствующих орденов во времена Средневековья, казаков Запорожской Сечи и так далее.

Обсуждение (Отзывов: 4)

22 Янв, 2014 в 20:28

Столь жесткие методы воспитания и тренировки воинов были оправданы в то нелегкое время, когда враги превосходили Спарту в численности. Значит, каждый воин просто обязан был быть настолько ловким, умелым и сильным, чтобы быть равным нескольким врагам. Методы тренировки спартанцев и их результаты внушают уважение, но не кажется ли, что незаслуженно мало внимания уделялось различным наукам? По-моему, в этом заключался большой, но не реализованный резерв войска Спарты, не так ли?

Катерина, пишет:
17 Дек, 2014 в 21:01

Да, Роман, из всех наук воинами Спарты была признана только одна – наука побеждать. Наукой этой они овладевали в совершенстве за многие годы целенаправленного, жёсткого (даже жестокого) воспитания и тренировок. Понятно, что Спарта не дала Греции учёных, философов. Зато воинскую славу этого государства не стёрли века.

Употребляя ныне выражение «спартанское воспитание», мы слабо представляем, насколько воспитание это было суровым. Многим родителям непомерно суровым кажется армейский быт их сыновей. А если сопоставить?..

KolambaPn, пишет:
18 Апр, 2016 в 14:42

спасибо. очень хороший
и полезный сайт.
удачииуспехавам.

Scott, пишет:
19 Янв, 2017 в 23:45

Спасибо за публикацию, очень правильно все написано!

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.