Военные фильмы
Долг, честь, отвага в фильмах о войне.

Конвой PQ-17 – трагедия военного каравана

Автор: matroskin83

Рецензия к фильму Конвой PQ-17Когорта военных фильмов пополнилось ещё одним шедевром – фильмом Конвой PQ-17, основанным на реальных событиях и хронике военных лет. Конвой PQ-17 – это арктический караван союзного морского транспорта, перевозившего военную технику и оборудование летом сорок второго года и потопленным фашистскими подводниками и летчиками люфтваффе. Караван PQ-17 вышел из исландского Рейкьявика, затем пройдя по Северной Атлантике через Норвежское и Баренцево моря по кромке пакового льда должен был выйти к Новой Земле в территориальные воды СССР ко входу в Северную Двину с заходом в конечный пункт назначения — порт Архангельск. Стратегические грузы из Канады, Англии и США должны были помочь войскам Советов в битве против Вермахта. В состав конвоя PQ-17 входило 35 судов из пяти стран мира. Прикрытие каравана было эшелонированным и состояло из трёх основных групп поддержки.

Непосредственная поддержка имела в составе британские эсминцы, суда ПВО, противолодочные тральщики, траулеры, которыми руководил капитан Джон Блум.

Ближнее прикрытие осуществляла группировка крейсеров (всего их было пять – два американских и три британских) под руководством адмирала Гамильтона.

Дальнее прикрытие осуществлялось с использованием авианосца и двух линкоров.

Противостояли союзникам немецкие войска, которые базировались в оккупированной Норвегии. Штаб фашистов разработал план перехвата конвоя «Rösselsprung» — дословный перевод «Ход конём». План гитлеровцев состоял в совместном ударе надводных кораблей, субмарин и авиации. Но главная и стратегическая опасность исходила от линкора Тирпиц, который в открытом океане мог в одиночку противостоять целой армаде кораблей противника. Английское Адмиралтейство так панически опасалось Тирпица, что постоянно имело навязчивую идею его потопления, чем и занималось все годы войны.

Российский Северный Флот практически не имел достаточного количества кораблей, чтобы противостоять немецким кораблям, а его порт Мурманск не мог принимать транспортные суда из-за постоянного обстрела, так как фронт находился в тридцати семи километрах от Ваенги.

Советую посмотреть фильм Конвой PQ-17. Эта художественно-документальная кинолента подробно излагает факты прошлых событий, делая акцент на людях, их судьбах, включая фрагменты кинохроники военных времен и разламывая ленту на жуткие эпизоды морских драм и сражений. Норвежское море конвой PQ-17 прошел без приключений, незамеченным самолетами-разведчиками, при полной эфирной тишине. Неприятности начались вблизи острова Медвежий, когда огромный караван был замечен фашистами. Первые атаки самолетов люфтваффе были успешно отбиты, и конвой продолжал идти дальше без потерь. Фашистские подлодки также из-за охраны не могли близко подойти к транспорту. Но вот потом случилась паника в Адмиралтействе, когда по данным разведки стало известно, что бухта в Тронхейме пуста и Тирпиц отправился на охоту.

Чтобы не потерять свой флот, первый морской лорд Дадли Паунд приказал прикрытию и эскадре возвращаться на базу, а конвою рассеяться, тем самым, подписав смертельный приговор транспорту. Гамильтон и Блум не могли ослушаться приказа Ставки, поэтому конвой PQ-17 оказался беззащитным. А из-за арктического лета, когда световой деть практически целые сутки, подлодкам и лайнерам противника не составило труда разыскать отдельные транспортные суда PQ-17 и расстрелять их. Фашистская «Волчья стая», состоявшая их одиннадцати субмарин, имевшая кодовое название «Ледяной черт», долго охотилась на одинокие суда, уничтожая их. Потопленными оказались двадцать два судна, хотя некоторым удалось спрятаться в тихих бухтах маленьких островков или затеряться в арктических льдах.

Обсуждение (Отзывов: 15)

Алексей, пишет:
12 Авг, 2013 в 16:39

У Немцев был линейный корабль «Тирпиц», который мог разделаться с большинство кораблей союзников, так что другого выбора у Англии и США просто не было… на их месте я отдал бы совершенно такой же приказ.
Кстати, кто-нибудь знает какой на тот момент у стран антигитлеровской коалиции был самый сильный корабль?

matroskin83, пишет:
14 Авг, 2013 в 00:39

Не помню что там было у союзников, но вот решение отозвать военный конвой и приказать транспортным кораблям рассредоточиться давно уже признано ошибкой.

SergSus, пишет:
10 Янв, 2014 в 23:31

Не знаете о чем писать не пишите. Тем более на такую тему. Наверняка и фильм не смотрели. Эта документальная лента и на 10% не отражает того ужаса который я испытал прочитав книгу В.Пикуля
«Реквием карава́ну PQ-17». Вы никогда не узнаете кто и какой отдал приказ, Вы в жизни не видели ни одного военного корабля. Не трогайте святое. Просто почтите минутой молчания память тех, кто погиб так и не дойдя до наших северных портов.

09 Дек, 2014 в 05:05

Алексей бред написал. Тирпиц хоть и сильнейший линкор был, но один в поле не воин! Даже в составе экадры ему было бы нелегко тягаться с английской эскадрой, и эсминцы непосредственного прикрытия конвоя мало что решили бы. Англичане просто выставили конвой в качестве наживки для Тирпица, предав моряков торгового флота. И если бы не атака подлодки Лунина, возможно что их затея и удалась бы. Позор англичанам!

Burda, пишет:
18 Июл, 2015 в 03:55

Фильм просто на высоте! Помню как только он вышел, пересматривала его раз 10, в конце рыдала навзрыд! Сейчас опять вспомнила про него, пересматриваю опять. Любовь…..война….мужество…..отвага….надежда на мирную жизнь….все перемешано в этом фильме. Сцены с фильма просто не забываемые!

Angel, пишет:
22 Июл, 2015 в 20:01

Сам я читал книгу. И с уверенностью могу сказать что сам фильм снят не хуже чем написано в книге. Конечно если не учитывать маленькие отклонения фильма от книги в сюжете то из -10 баллов я бы поставил -7, а как бы вы оценили этот фильм?

Garold, пишет:
26 Июл, 2015 в 01:49

О чем вы вообще говорите? Картина не раскрыла полноту событий, книга лучше и т.д. Мы никогда это все не прочувствуем потому, что там не были, да и после боя кулаками не машут, не нам кого-то винить или оправдывать. Как по мне, если хотите приблизиться максимально к любому из исторических событий, то поднимайте архивные документы, которые доступны и изучайте. Если я не прав обоснуйте в чем.

Garold, пишет:
28 Июл, 2015 в 23:13

А как же легендарные подлодки антигитлеровских стран, неужели они также не могли справиться с кораблем «Тирпиц»? Мне кажется, что Адмиралтейство излишне перестраховывалось, что привело к неоправданным человеческим жертвам.

Sefe, пишет:
29 Июл, 2015 в 12:39

Все равно истинную причину трагедии вряд ли узнаем. Чего спорить. Разные источники трактуют гибель каравана PQ — 17 по — разному. Но то, что это одна из самых позорных страниц английского флота — точно. А насчет самого фильма, то думаю, он в полной мере отражает весь ужас произошедшего с конвоем краха и с книгой его сравнивать просто неуместно. Все таки художественные жанры разные.

Micha, пишет:
31 Июл, 2015 в 00:17

Сколько лет прошло, а фильмы все снимаются о войне. Тяжелая тема и очень проблематичная затронута в фильме, особенно если смотреть под разными историческими углами. Училась несколько лет в Бонне и пожилые люди рассказывают очень много скрытной информации и то, чему нас вообще не учили в Украине.

Barbara, пишет:
04 Авг, 2015 в 07:41

Теперь всем ясно, что решение рассредоточиться стало ошибкой, но тогда не было времени думать — нужно было быстро решать и отдавать команды. Поразила сцена с детьми, когда мальчик погибает, а девочка продолжает каждый день приходить на причал с цветами и верит, что он вернется…

Ольга, пишет:
18 Окт, 2015 в 13:16

Полностью согласна с SergSus, есть такая информация которая навсегда останется для нас секретной и ни один фильм и ни одна книга нам ее не откроет. А на счет того, что фильм не отображает в полной мере того, что написано в книге это можно применить почти к каждому фильму, так как книгу мы больше пропускаем через себя.

Олег, пишет:
18 Окт, 2015 в 13:52

Эта морская трагедия явно показывает, что действия антигитлеровской коалиции часто были нескоординированными. Англия побоялась потерять эсминцы и суда ПВО, в результате военная техника, которая могла бы изменить ход войны, так и не попала к месту назначения.

константин, пишет:
18 Окт, 2015 в 15:50

Совершенно верно но некторая Английская техника всеже попала но была унечтожина и все эта было засикречена на аснове психалогии страны.

Борис, пишет:
19 Окт, 2015 в 18:15

Недавно начала интересоваться такими фильмами. Согласна с Олегом, из-за нерешительной Англии необходимая техника просто пропала, но действительно она изменила бы ход войны в данном случае?

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.