Военные фильмы
Долг, честь, отвага в фильмах о войне.

Фильм «Шпион» — неожиданно, но занимательно

Автор: matroskin83

Рецензия к фильму "Шпион"Борис Акунин – довольно известный российский писатель грузинского происхождения (Григорий Чхартишвили). Хорошо знаком он не только читателям, но и многим телезрителям, ведь именно по его книгам были сняты такие популярные фильмы и циклы, как «Азазель» (2001 год), «Турецкий гамбит» (2004 год), «Статский советник» (2005 год), «Пелагия и белый бульдог» (2009 год).

5 апреля этого года состоялся премьерный показ ещё одной киноленты по произведению Акунина «Шпионский роман». По большому счёту её можно отнести к категории «военные фильмы», хотя действие происходит именно в последние мирные дни 1941 года. Поэтому удачнее будет сказать, что это приключенческая картина с элементами вымысла.

Фильм «Шпион» (таково его название в прокате) стал успешным, прежде всего, с коммерческой точки зрения. При сравнительно невысоком даже для российского кино бюджете в 6,5 миллиона долларов картина менее чем за месяц собрала 4,5 миллиона. Нет сомнения, что затраты окупятся в самом ближайшем времени.

Но вот зрелищность «Шпиона» заставляет высказать некоторые претензии к его создателям. По словам того же Бориса Акунина, они вместе с продюсером Сергеем Шумаковым долго не могли остановиться на кандидатуре какого-либо конкретного режиссера для съемок фильма. В конце концов, обратились к Алексею Андрианову, для которого фильм «Шпион» стал, по сути, первой серьёзной работой. Выиграл ли от этого зритель или проиграл – оценить сложно. Но вот то, что кинокартина получилась несколько «рваной», сотканной будто из отдельных элементов – это факт. Многие кинокритики и простые зрители отмечают это.

Правда, эксперты вполне резонно предполагают, что изначально фильм «Шпион» создавался в двух вариантах – тот, что уже появился в прокате и его телевизионная версия в нескольких сериях. Косвенно подтверждает такое предположение и следующий факт: экранизация романа объёмом почти в 400 страниц на киноэкране поместилась всего в 99 минут. Разные форматы съёмок для кино- и телепоказа стали широко практиковаться в отечественном кинематографе (как, скажем, в случае с фильмом «Честь имею» и другими). Такой шаг позволяет получить создателям дополнительную прибыль с демонстрации фильма по телевидению в виде нескольких серий.

Андрианову, продюсерам и всем прочим организаторам съёмок удалось собрать если не «звездный», то, уж во всяком случае, близкий к этому актерский коллектив. Егора Дорина, боксера, контрразведчика и рядом с тем легкомысленного интеллигента с хорошо развитой интуицией сыграл Данила Козловский, безымянного старшего майора НКВД Октябрьского — всюду успевающий Федор Бондарчук, немецкого шпиона в личине старшего лейтенанта Когана (агент Вассер) – Владимир Епифанцев. В этом числе можно назвать и Викторию Толстоганову, Виктора Вержбицкого, Андрея Мерзликина, Екатерину Мельник, Анну Чиповскую и других.

Несмотря на неоднозначные оценки, смотреть фильм «Шпион» можно с удовольствием, а нередко – с явным интересом (все-таки сказывается сюжетное мастерство Акунина). Приковывает он внимание некоторой карикатурностью изображения. Киноспециалисты для такого типа работ применяют термин «телекомикс». Чем-то напоминает «Черную розу – эмблему печали» Сергея Соловьева или «Гитлер капут!» Марюса Вайсберга – только более серьёзного плана. Впрочем, такое мнение довольно субъективно.

Сюжет фильма, как уже упоминалось, достаточно занимателен. Сводится же он к тому, что немецкой разведке в лице агента Вассера накануне Великой Отечественной войны удаётся донести до ведома Сталина информацию, что Германия начнёт боевые действия не ранее 1943 года. Проискам врагов всячески пытаются противостоять майор Октябрьский и его напарник Дорин. Немецкой агентуре удается выполнить свою задачу, Октябрьский к финалу погибает, а Дорин (судя по всему) уходит из органов госбезопасности. Естественно, на этом фоне завязываются и романтические отношения между героями и героинями фильма.

Особого внимания заслуживает сам антураж кинокартины. Действие происходит в «идеализированной» Москве 40-х годов прошлого века. Возвышается так никогда и не возведенный Дворец Советов, красуется существующая только в проектах обновленная ВДНХ, к вышкам причаливают огромные пассажирские дирижабли. Нарисована идиллическая картинка – весёлая ребятня, спортивного вида мужчины и очаровательные женщины. И, как явный контраст, гибель двухэтажного автобуса с 43 пассажирами – для того, чтобы только сбить с толку немецкого агента.

Словом, несколько сюрреалистический фильм, но от этого не менее занимательный. Судя по отзывам в сети, зрители поставили ему 7-8 баллов из 10 возможных. Если учесть, что некоторые современные отечественные фильмы не набирают и половины этого количества баллов, то фильм «Шпион» вполне заслуживает внимания.

Обсуждение (Отзывов: 2)

Дарья, пишет:
20 Окт, 2013 в 11:20

Спасибо этой статье, наконец-то я нашла правильное определение для фильма «Шпион» — «сюрр». Причем сюрр жесткий. Может быть, потому что я не являюсь большой поклонницей Акунина. Но почему-то все предыдущие экранизации его творчества меня более-менее устраивали, а вот после просмотра «Шпиона» у меня возник вопрос: «А что это было?».

Сергей, пишет:
08 Авг, 2017 в 18:33

Пародии на шпионские боевики, которые выходят в последнее время, чаще всего оказываются гораздо более яркими, чем собственно шпионские боевики. Действительно, разве могут Бонд или Борн соревноваться с портными из закрытого клуба Kingsman, искусствоведом Мордекаем и, тем более, с оператором ЦРУ Сьюзан из фильма «Шпион»?

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.