Военные фильмы
Долг, честь, отвага в фильмах о войне.

Фильм «Последний самурай» — военная романтика прошлого Японии

Автор: matroskin83

Последний самурай - рецензия к фильмуПриключенческая драма «Последний самурай» стала, пожалуй, одной из наиболее ярких работ голливудского режиссера Эдварда Цвика, сегодня известного нам своими картинами «По поводу того, что случилось вчера ночью…» (1986 г.), «Слава» (1989 г.), «Побег из Нормала» (1992 г.), «Легенды осени» (1994 г.), «Мужество в бою» (1996 г.), «Осада» (1998 г). Позднее он снял «Кровавый алмаз» (в 2006), «Вызов» (в 2008) и «Любовь и другие лекарства» (в 2010), но фильм «Последний самурай», созданный по роману Джона Логана, все же считается лучшим из перечисленных.

Чем примечательна эта картина? В ней довольно четко прослеживаются две конфликтные линии сюжета.

Во-первых, выделена исконно японская национальная особенность – неприятие чужеземцев. Если заглянуть в историю Страны Восходящего Солнца, трудно не заметить неприязнь к иностранцам, которая берет свое начало еще со времен первых контактов с европейскими мореплавателями. Японцы всегда четко разграничивали понятия «учи» («свое») и «сото» («чуждое»). Даже сегодня, в эпоху активной глобализации экономики и социальных отношений, они нередко называют всех не-японцев полупрезрительно – гайдзин, то есть, чужак, пришелец.

Тем более удивительным выглядит в «Последнем самурае», события которого относятся к последней четверти 19 века, главный герой, американский капитан кавалерии Нэйтан Олгрэн. С этой ролью превосходно, по мнению зрителей и большинства кинокритиков, справился любимец слабого пола Том Круз, который, при отличных внешних данных и личном обаянии, обычно никогда не блистал качественной актерской игрой.

В начале фильма мы видим его рекламирующим перед публикой винтовку «винчестер». Вот здесь и завязывается вторая конфликтная линия фильма: феодальная Япония стоит на пороге перехода к капиталистическим отношениям, чему в определенной мере служит реформирование армии и ее перевооружение. Капитана Олгрэна, как имеющего боевой опыт в стычках с индейцами в США, при посредничестве бывших его сослуживцев сержанта Зеба и полковника Багли, японский император приглашает обучать новобранцев.

Но, не окончив курс занятий, Олгрэн получает приказ со своими солдатами выступить против мятежного князя Кацумото (актер Кэн Ватанабэ), совершающего набеги на железную дорогу, которую строит Омура. В ходе кровопролитного сражения Зеб погибает, а солдаты императора, хоть и вооружены современными винтовками, оказываются неспособными противостоять лукам и мечам воинов Кацумото, сам капитан попадает в плен.

Благородный Кацумото является одним из хранителей древних самурайских традиций. Его пленника принимают как гостя, а после того, как капитан и князь спасают друг другу жизни, отражая нападение ниндзя, подосланных Омуру, бывшие враги окончательно сближаются. Олгрэн изучает японский, осваивает искусство владения мечом. Кацумото решает возвратить свободу пленнику и вместе с ним отправляется к дворцу императора.

Омура на императорском совете обвиняет князя в измене и того арестовывают. Олгрен, который отказался от предложения возобновить службу в японской армии и уже собрался отплыть на родину, с помощью верных Кацумото самураев освобождает его, и они удаляются на вотчину князя.

Против них выступает два полка императорской пехоты, вооруженных, кроме винтовок, и пулеметами Гатлинга. В решающем сражении самураи разбивают пехоту, но не могут прорваться сквозь смертельную завесу пулеметного огня. Почти все они погибают, а Олгрэн по самурайскому обычаю помогает уйти из жизни смертельно раненому князю.

Для тех, кто захочет смотреть фильм «Последний самурай» он-лайн, его концовка окажется несколько неожиданной, даже неестественной. Император прощает Олгрэна и отстраняет от дел Омуру. Кроме того, правитель отказывается подписывать договор с США о перевооружении армии.

Кацумото предстает перед зрителями как истинный человек чести, благородный воин. Создатели этого военного фильма поневоле стали на сторону тех своих героев, которые склонны к романтизации феодального прошлого, но, вместе с тем, подчеркнули, что даже гайздзин может стать «своим» в Японии. К слову, персонажи имеют своих прототипов – руководителя Сацумского мятежа 1877 года Сайго Такамори и французского капитана Жюля Брюне.

Хотя фильм и произведен в Голливуде, большинство ролей исполняют актеры японского происхождения – в некоторых массовках их участвовало до 500 человек. В частности, можно, помимо блестящего актера Кэна Ватанабэ, назвать такие имена, как Коюки Като, Син Коямада, Накамура Ситиносукэ-второй, Масато Харада, Хироюки Санада, Сэйдзо Фукумото, Сатоси Никайдо, Сюн Сугата.

Как и все военные фильмы Голливуда, «Последний самурай» изобилует качественными батальными сценами, причем довольно реалистическими (его даже не рекомендуют для просмотра подросткам до 15 лет). Говорят, что на подготовку к съёмкам, а именно обучению основам владения мечом, изучению японского языка, Тому Крузу пришлось посвятить почти два года.

Фильм претендовал на «Оскара» в четырех номинациях, но 15 наград получил только от других кинопремий. По отзывам в прессе, даже в самой Японии его восприняли весьма положительно.

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.